24 ноября 2019 г.

У меня НЯК

25 октября после 2-х месяцев мучительных симптомов мне окончательно диагностировали неспецифический язвенный колит.

Хоть аббревиатура у болезни и анимешно-милая, ничего смешного в ней нет.

НЯК – это хроническое воспаление в толстой кишке; тяжелое аутоимунное заболевание, возникающие пока по неизвестным причинам. В результате ошибки в работе иммунитета организм вырабатывает антитела против своих собственных тканей в кишечнике и пытается их уничтожить. Это не лечится. В лучшем случае, можно выйти на устойчивую многолетнюю ремиссию с поддерживающей терапией. В худшем – требуется удаление всей толстой кишки (иначе постоянная атака на ткани быстро вызовет дисплазию, а дальше риск онкологии вплоть до 90%).

Симптомы очень тяжелые. У меня все началось где-то в середине августа и день за днем шло по-нарастающей.
Первый и самый изматывающий симптом – частые сильные позывы в туалет. В особо плохие дни количество забегов на фаянсовый трон может достигать 15-20. Поход в туалет не обязательно заканчивается результативно. Позыв может быть ложный, но на его силу это не влияет.
В моем случае примерно через полмесяца после появления первых симптомов на смену обычным позывам "по-большому" пришли очень сильные спазмы в районе толстой кишки, да такие, что на лбу могли выделиться капельки пота. Это даже при том, что в толстом кишечнике после нескольких походов на тубзик уже просто нет кала, пусто.

Следующий симптом. Где-то в 20-х числах августа в кале невооруженным взглядом стали заметны комочки крови. Сначала мало, потом больше, потом это были уже не комочки, а прямо-таки капли.

Я тогда списал частые походы в туалет с дисбактериозом (в начале августа я принимал антибиотики при ОРЗ), а кровь в кале связал с обострением геморроя и появлением анальной трещины (у меня такое уже было однажды). Таким образом, я весь сентябрь занимался самолечением, уверенный, что все делаю правильно. Глупец.

К началу октября стало еще хуже. Проявились все последствия постоянной потери крови – анемия.

Затем начался следующий этап заболевания, когда аутоимунное фейковое воспаление стало распространяться по организму. У меня каждый день 24/7 стали невыносимо болеть все суставы, которые только есть: сверху от челюстного до самих последних сгибов фаланг пальцев ног. Это называется реактивный артрит. Я стал практически лежачим, потому что шевеление любой частью тела причиняло нестерпимую боль.

Всё еще не зная диагноза, я ругался на небеса, мол за что мне столько болячек пришло одновременно. Да и какой человек без медобразования может связать проблемы с ЖКТ и артрит, и понять, что это все проявления одной болезни?

Я стал употреблял нестероидные противовоспалительные в огромных количествах (без них было просто не встать с кровати). Однако при НЯК употребление таких препаратов приводит только к ухудшению воспаления в кишечнике. Но я на тот момент все еще не знаю диагноз.

Наконец, я у врача. Бледный из-за малокровия, худой, раздражительный (атмосфера в семье из-за меня соответствующая) и мало чего соображающий. Проктолог на приеме, только услышав про многократные ложные позывы, сразу заподозрил, в чем дело, и направил на колоноскопию.

Колоноскопия, как оказалось, совершенно безболезненная процедура, если ее делать под седацией (медикаментозный сон). Вот подготовка к ней просто мучительная.
За сутки до обследования надо ничего не есть. Но это не самое страшное, у меня аппетита все равно никакого не было.
Самое страшное – надо влить в себя несколько литров самого отвратительного пойла на свете – специальное слабительное + электролиты. У меня это был набор "Мовипреп" (есть и другие). Нужно выпить 2 литра этого зелья + 2 литра нейтральной жидкости. На вкус он просто ужасен, в миллиард раз хуже касторки. Я чувствовал себя Дамблдором из "Принца полукровки", когда Гарри насильно вливал в него жидкость из чаши в той пещере.

В общем, после обследования подозрения врача подтвердились. НЯК довольно легко диагностируется. У меня обширное воспаление и язва по всей прямой кишке в стадии обострения. Посочувствовав, что это неизлечимо и теперь навсегда со мной, он тут же прописал для начала 4г месалазина в сутки. И послал вставать на учет к гастроэнтерологу – НЯК занимаются врачи этой специализации.

Гастроэнтеролог перед первым приемом уже знала про меня и была подготовлена – с ней, оказывается, после обследования консультировался мой проктолог. В этом городе немного людей с воспалительными заболеваниями кишечника.
Добавила мне еще набор медикаментов. Послала к гематологу, чтобы восстановить состав крови, убрать последствия анемии.

Благодаря лечению я уже в первые 3 дня почувствовал улучшения. Сначала уменьшилось число и интенсивность спазмов. Спустя неделю в лечение включили преднизолон. Реактивный артрит прошёл. О, Господи, снова можно двигаться без боли, а я такого прекрасного чувства уже и не надеялся испытать. Спазмы сменились нормальными здоровыми позывами к дефекации. Крови в кале больше не появлялось.
У меня словно выросли крылья :)
До начала лечения мне хотелось просто повеситься, потому это не жизнь. Сколько раз я всерьез прокручивал в голове способы самоубийства, даже не пересчитать. Теперь же я радуюсь каждой минуте без проявлений своей аутоиммунки.

Всего за время обострения я потерял 22 (!) кг. Правда, мне было что терять – много мышечной массы, результата двухлетних силовых тренировок, было сожжено в пекле болезни.

В данный момент я, в принципе, чувствую себя здоровым. Работа ЖКТ не отличается от периода до болезни. Я все еще принимаю лечебную дозу месалазина и потихоньку снимаюсь с преднизолона (это не быстрое дело), как доктор прописал.

Примерно через месяц меня ждет контрольная колоноскопия. Там я надеюсь увидеть, что воспаление почти исчезло, и забыть про это проклятие хотя бы года на 3, а лучше сразу лет на 10 (при поддерживающей дозе имуносупрессоров, конечно).

Смысл поста больше, наверное, рассказать не о самом течении болезни, а о том, что зачастую самолечение не приводит ни к каким результатам. Надо брать за правило обращаться к специалистам, когда что-то не проходит, например, за 3 дня.

1 комментарий: